menu_adr

ОБСЛУЖИВАНИЕ
АКПП И CVT

Сохраните ресурс автоматической трансмиссии – замените масло!

Технический центр «ТЕРРА МОБИЛЕ» гарантирует:

  • полную аппаратную замену всего объема масла
  • герметичность всех замененных уплотнительных элементов и полное соответствие требованиям производителей
  • корректный уровень масла после его замены
  • регламентированное усилие затяжки резьбовых соединений динамометрическим инструментом, повреждения резьбы/самопроизвольное откручивание исключены
  • применение расходных материалов /масло, фильтр, прокладка/ только с актуальными допусками и высоким качеством

Автоматическая коробка перемены передач.

АКПП позволяет автоматически, без вмешательства водителя, изменять передаточные отношения при движении автомобиля, иными словами, освобождает водителя от необходимости работать педалью сцепления и рычагом переключения передач.

АКПП состоит из трех основных частей: гидротрансформатора, который передает крутящий момент от двигателя непосредственно на саму автоматическую коробку перемены передач; собственно самой коробки перемены передач планетарного типа – устройства, преобразующего усилие и осуществляющего движение приводов колес через главный редуктор; и устройства управления, состоящего из нескольких золотников, регулирующих потоки масла к исполнительным механизмам. Автоматической коробкой передач принято называть только блок механизмов, отвечающий за переключение передач, однако механическая часть коробки не может работать без гидротрансформатора, совместно с которым и образует АКПП.

Вариатор.

CVT — Continuously Variable Transmission — бесступенчатая коробка передач, в которой изменение числа оборотов происходит бесступенчато, плавно, без рывков, фиксированные передачи отсутствуют. Поэтому вариатор – это не АКПП, а самостоятельный, совершенно иной тип трансмиссии.

Внутри вариатора вы найдете совсем иной механизм, мало похожий на привычную АКПП. Центральными элементами этого механизма являются две пары металлических конусов, направленных узкими концами друг к другу. Одна пара конусов соединена с двигателем, вторая – с колесами. Пары конусов объединены друг с другом вариаторным ремнем, в большей части вариаторов являющимся множественным числом соединенных друг с другом металлических пластин сложной конфигурации.

Конусы движутся ближе или дальше относительно друг друга под воздействием трансмиссионной жидкости /ATF/, передаточные числа плавно меняются. Сам процесс управляется соленоидами гидроблока и контролируется компьютером. Такое устройство весьма эффективно, поскольку отсутствуют постоянные передаточные коэффициенты,  у CVT их бесконечное число. Это значит, что силовой агрегат постоянно работает с наибольшей отдачей при любых режимах — ускорение, торможение и равномерное движение.


Рекомендации по эксплуатации.

Эксплуатация автомобилей, оборудованных автоматической трансмиссией, требует выполнения некоторых правил:

— постоянно следите за уровнем и состоянием рабочей трансмиссионной жидкости /ATF/, один из главных врагов АКПП и вариаторов – масляное голодание: в случае низкого уровня ATF, наличия горелого запаха или взвеси, при значительном изменении цвета ATF не запускайте двигатель;

— применяйте только рекомендованную трансмиссионную жидкость /ATF/, особенно для CVT, далеко не все масла совместимы, масла для АКПП и CVT разные, и, конечно же, никаких смесей и присадок для «улучшения» и «устранения»;

— в условиях низких температур окружающей среды загустевшая трансмиссионная жидкость меняет свои физические характеристики, поэтому до начала движения прогревайте двигатель, а потом  и автоматическую трансмиссию – после прогрева двигателя переведите селектор переключения скоростей /рычаг АКПП или CVT/ в положение DRIVE и подождите еще 2-3 минуты до начала движения;

— следите за температурой двигателя, перегревание совмещенного радиатора охлаждения /двигатель-коробка/ приведет к перегреву жидкости в автоматической трансмиссии;

— в случаях полного разряда аккумуляторной батареи никогда не пытайтесь запустить двигатель «с толкача»;

— если автомобиль застрял в снегу, в грунте, в колее и т.п., не пытайтесь преодолеть препятствие «в раскачку», попеременно перемещая селектор режимов работы трансмиссии между положениями D /движение вперед/ и R /движение назад/;

— не увлекайтесь буксировкой прицепов, катеров, других транспортных средств; помните, что в режиме буксировки трансмиссия автомобиля испытывает значительные нагрузки и может перегреться, следуйте рекомендациям производителя и постоянно контролируйте температуру трансмиссионного масла;

— в случае поломки автомобиля настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами эвакуатора; если это невозможно помните, что буксировку автомобиля, оборудованного АКПП или CVT, необходимо осуществлять с работающим двигателем / только так обеспечивается необходимое давление трансмиссионной жидкости для надежной смазки и работы агрегата/; также возможна буксировка автомобиля с частичной погрузкой ведущей оси; при буксировке автомобиля «на галстуке» придерживайтесь правила 50х50 – максимальная скорость буксировки 50 км/ч., максимальное расстояние буксировки 50 км. – другими словами — на минимальной скорости до ближайшей СТО или эвакуатора;

— регулярно меняйте трансмиссионную жидкость и фильтр.


Как часто менять трансмиссионную жидкость в АКПП и CVT?

Регулярная замена трансмиссионного масла прямо влияет на корректную работу автоматической трансмиссии и ее ресурс. Интервалы замены всегда указаны в инструкции по эксплуатации конкретного транспортного средства.

Практически в каждом мануале есть сноска относительно «тяжелых условий эксплуатации» и рекомендаций менять масло в трансмиссии при таких условиях эксплуатации чаще.

Что такое тяжелые условия эксплуатации для автоматической трансмиссии?:

  • буксировка прицепов и автомобилей
  • частые поездки по дорогам с грунтовым, песчаным, заснеженным покрытием, пробуксовка
  • эксплуатация автомобиля в условиях высоких /перегревание и ускоренное старение масла/ или низких /загустение масла/ температур окружающей среды
  • экстремальный /спортивный/ стиль вождения: резкие ускорения с места, частые смены режимов старт-стоп

То есть, тяжелые условия эксплуатации – это эксплуатация автомобиля в условиях нашего северного климата и в реалиях стандартных российских дорог и городских пробок. Всегда учитывайте условия эксплуатации автомобиля при каждом ТО – менять/не менять.

Какое масло использовать.

Производители автомобилей строго регламентируют тип трансмиссионных жидкостей /ATF/ для обслуживания АКПП и CVT. Никогда не стоит использовать масла, не соответствующие оригинальным спецификациям. Оригинальные трансмиссионные материалы, такие как Toyota T-IV, WS, CVT TC, Honda ATF-Z1, Nissan NS3 и другие, абсолютно соответствуют требованиям производителей и постоянно присутствуют в ассортименте техцентра «ТЕРРА МОБИЛЕ», однако, в качестве альтернативы дорогостоящим ОЕМ маслам, наш технический центр всегда предлагает альтернативный вариант – универсальные трансмиссионные жидкости полностью соответствующие и совмещающие эксплуатационные характеристики ОЕМ масел многих производителей.

Например, трансмиссионная жидкость Castrol Transmax DEX III Multivehicle отвечает целому перечню допусков:

Allison C4, Allison TES 389, Ford Mercon, GM Dexron IIIH, MAN 339 Z1, V1, MB-Approval 236.9, Voith H55.6335.xx, Volvo 97340, Volvo 97341, ZF TE-ML 04D, 14A.

 

В состав этого масла включены специальные компоненты, повышающие термическую стабильность и  антиокислительную функцию, что уменьшает возможность образования высокотемпературных отложений и увеличения вязкости в процессе работы, ведущую к увеличению срока службы масла, специально подобранная фрикционная характеристика обеспечивает плавное переключение и эффективную передачу усилия, а высокий индекс вязкости (VI) обеспечивает вязкостную стабильность в широком температурном диапазоне для эффективной защиты деталей трансмиссии.

Как меняется масло в АКПП и CVT.

В зависимости от конструктивных особенностей автоматической трансмиссии того или иного автомобиля масло меняется одним из двух способов:

— полная замена /полнопоточная замена оборудованием циклической смены/,

— частичная замена /слил-залил/.

При полнопоточной замене трансмиссионной жидкости к системе охлаждения АКПП/CVT присоединяется специализированное оборудование циклической смены масла /в нашем сервисе это установка WYNNS TRANSERVE/, которое путем вытеснения из системы старой отработанной и одновременного закачивания свежей трансмиссионной жидкости производит практически полную замену масла в самом агрегате, гидротрансформаторе и системе охлаждения АКПП. Применение оборудования циклической смены масла позволяет также произвести процедуру промывки АКПП для восстановления функций переключения передач /восстановление работы гидроблока/.

Частичная замена /слил-залил/ применяется в агрегатах, конструктивно не позволяющих подключиться к системе охлаждения трансмиссии: через сливное отверстие или предварительно демонтированный поддон  сливается примерно половина трансмиссионной жидкости, остальная неизбежно остается в системе, после чего доливается свежее масло /порядка 4 литров/, выводится уровень, на подъемнике вывешиваются колеса, заводится двигатель, селектор переводится в положение D /Drive/ и коробка функционирует некоторое время для смешения старого и свежего масел. Затем опять сливается порядка 4-х литров, столько же заливается и процедура повторяется. Логика подсказывает, что для «чистоты эксперимента» процедуру «слил-залил» необходимо выполнять как можно больше раз, но такой подход приведет к неоправданному расходу дорогостоящей трансмиссионной жидкости, на практике же заливается, как правило, 8 литров жидкости. Таким образом, масло АКПП не меняется, а обновляется.

Сразу необходимо оговориться, что полная /абсолютная/ замена старого масла на новое возможно только при полной разборке самого агрегата, допустим при выполнении его капитального ремонта, поскольку часть старого масла всегда остается в гидротрансформаторе, гидроблоке и механизмах коробки передач, однако первый вариант является наиболее эффективным с точки зрения полноты замены.

И при полной, и при частичной замене масла АКПП/CVT производится замена прокладки поддона, замена внутреннего или наружного фильтра, тщательная очистка поддона от масляных отложений, сама жидкость визуально осматривается на предмет изменения консистенции, цвета, запаха, магнитные уловители поддона очищаются и осматриваются на предмет наличия продуктов износа /металлической стружки, металлических опилок и пр./, образующихся в результате обычной эксплуатации или в результате возможной поломки трансмиссии.

Немного про «необслуживаемые» АКПП.

Автопроизводители  все чаще устанавливают на свою продукцию автоматические трансмиссии, не требующие обслуживания: трансмиссионная жидкость заливается в коробку на заводе один раз и «на весь срок службы». Но, во-первых, неясен заложенный смысл формулировки – срок службы автомобиля или агрегата? эксплуатационный срок или только установленный гарантийный? до первых толчков и пробуксовок или до окончательного выхода из строя? Во-вторых, настораживает наличие противоречий, а именно:

  1. АКПП – технологически и конструктивно крайне сложный механизм, сочетающий в себе механическую, гидравлическую, электронную составляющие. Разработкой, испытаниями и производством АКПП занимаются, как правило, не автомобильные концерны, а специализированные предприятия, например крупнейший европейский разработчик и производитель автоматических трансмиссий ZF /устанавливаются на BMW, AUDI, RANG ROVER/. При этом технический регламент ZF предписывает обслуживание производимых им агрегатов, а после установки на некоторые модели автомобилей трансмиссия становится «необслуживаемой». Почему?
  2. Нередко одни и те же агрегаты поставляются на сборочные конвейеры разных автопроизводителей, одни из которых устанавливают АКПП с регламентированным плановым обслуживанием, а другие устанавливают «необслуживаемые» АКПП.  Почему?
  3. Срок годности смазочных материалов, в том числе трансмиссионных жидкостей для АКПП, в закрытой таре составляет 5 лет — АКПП совсем не «закрытая тара», но масло в ней не имеет срока годности. Почему?
  4. Любой механизм, любая трансмиссия подвержена механическому износу, любое масло меняет в процессе эксплуатации свои физико-химические характеристики, а в «необслуживаемой» трансмиссии ничего не изнашивается и ничего не меняется. Почему?

Полагаем, ответы лежат на поверхности.

Все-таки, мы рекомендуем обслуживать «необслуживаемые» АКПП хотя бы один раз в 60 тыс.км. Эксплуатационные расходы на обслуживание АКПП едва ли стоят риска ее замены или необходимости дорогостоящего капитального ремонта.